Представить себе полноценную филокартическую коллекцию с видами Москвы без иллюстрированных открытых писем и почтовых карточек в издании П. фон Гиргенсона невозможно. Изображения города и его окрестностей на выпускавшихся им открытках не просто документальны, но и часто отмечены особой лиричностью и утонченным художественным вкусом. Многообразие сюжетов, интересные ракурсы, уникальные зимние городские и сельские пейзажи, виды близлежащих населённых мест и усадеб, типажи московских обитателей: торговцев и городовых, солдат и крестьян выделяют открытки этого издателя. Павел Георгиевич фон Гиргенсон (1856 — 19?.) — потомственный дворянин, межевой инженер. Входил в церковный совет Евангелическо-Лютеранского прихода кирхи Св. Михаила на Вознесенской улице в московской Немецкой слободе. В 1901-1916 годах проживал неподалеку от Мясницкой улицы и Чистопрудного бульвара, в Архангельском переулке, сначала в доме Гампер, а затем в доме номер 8, принадлежавшем Миловановой. Там же располагалась и его торговая контора, предлагавшая покупателям чернила, фотобума¬гу и, конечно, открытки. Согласно приведенной в ряде источников информации, выпуском открытых писем П. фон Гиргенсон занимался еще до 1904 г. В 1900 — 1910-е гг. он был одним из наиболее заметных издателей открыток с видами Москвы. В основном они были черно-белыми, но определенная часть печаталась в цветном варианте, многие сюжеты переиздавались несколько раз с применением различных полиграфических приемов. Коллекционерам и краеведам хорошо известны несколько «московских» серий, выпускавшихся П. фон Гиргенсоном. Самая большая из них, напечатанная гамбургской фирмой Knackstedl & Näther. Судя по тому, что открытые письма и почтовые карточки, выпущенные Павлом Георгиевичем фон Гиргенсоном, встречаются достаточно часто, он был весьма успешным предпринимателем, продолжившим выпуск открыток с видами Москвы, начатый в самом начале XX века немецкой фирмой Knackstedl & Näther. Можно предположить, что передача прав на издание открытых писем от фототипии Knackstedl & Näther к П. фон Гиргенсону произошла в период 1904—1906 годов, когда владелец и вице-президент гамбургской фирмы Людвиг Кнакштедт (Knackstedt) иммигрировал из Германии в Америку, где стал совладельцем и вице-президентом издательской фирмы Rotograph Postcard Company. Русский немец фон Гиргенсон, получивший издательские права, пронумеровал уже однажды изданные под другими номерами в серии Knackstedl & Näther сюжеты в соответствии с собственными представлениями, продолжив печатать открытые письма в Гамбурге. Тиражировал фон Гиргенсон на открытках и другие изображения, но они более известны по иным его изданиям. Согласно некоторым интернет-источникам фирма Knackstedl & Näther, печатавшая открытки не только в Германии, но и во Франции, существовала в период с 1900 по 1907 годы, а затем, по всей вероятности, в связи с изменениями прав владения, была переименована в Knackstedl & Co. По другим источникам, фирма основана в 1898 году, а просуществовала до 1910-х годов. Говоря о тиражах открыток, выпускавшихся П. фон Гиргенсоном, нужно отметить, что технические возможности плоскопечатных машин того времени, использовавшихся для тиражирования изображений способом фототипии, предполагали печать до 1000 оттисков в смену. При этом, тиражеустойчивость формы давала возможность создания только около 1500 оттисков. Поэтому, исходя из количества филокартического материала на рынке и наличия некоторых различий в местах расположения текстов и номеров на иллюстрированной стороне открытых писем, можно предположить, что тиражей было достаточно много. В целом же именно фототипия — способ безрастровой плоской печати позволила нам в полной мере ощутить очарование старой Москвы, с максимальной точностью и тонкостью воспроизводя в тиражированном виде уникальные произведения фотохудожников начала XX века, без искусства которых выдающийся вклад в увековечивание исторических видов старой Москвы из¬дателя П. фон Гиргенсона был бы не так заметен. |